Церковь Параскевы (Пятницы) в Казинке
Бокарёв Александр
Название - Церковь Параскевы (Пятницы) в Казинке
Обиходные названия - Пятницкая церковь; Параскеевская церковь; Прасковьевская церковь
Тип постройки - церковь
Дата основания - 1670
Дата постройки последнего здания - 1870-е - 1880-е
Историческое исповедание - Православная
Современная принадлежность - РПЦ МП
Статус - действующая
Адрес на 1917 г. - Рязанская губ., Скопинский у., с. Казино
Современный адрес - Рязанская обл., Скопинский р-н, с. Казинка
Краткое описание - Кирпичная церковь, построенная по проекту, близкому к образцовым. Строилась с 1870-х, главный престол окончен после 1885. Двусветный четверик, завершенный декоративным пятиглавием, с обширной трапезной, в которой помещались Никольский и Успенский приделы, и высокой колокольней под луковичным куполом. Практически не закрывалась.
Местоположение - 53.902619°N 39.399034°E
Изображения:
Пятницкая церковь в селе Казинка Скопинского района Рязанской области. Общий вид.
10 августа 2007 года Фот. Яковлев Алексей
Пятницкая церковь в селе Казинка Скопинского района Рязанской области. Детальный вид.
10 августа 2007 года Фот. Яковлев Алексей
Пятницкая церковь в селе Казинка Скопинского района Рязанской области. Северный фасад четверика..
10 августа 2007 года Фот. Яковлев Алексей
http://www.temples.ru/card.php?ID=12951
Село Казинка. Пятницкая церковь
В.А. Коростелев
Впервые упоминается церковь в окладных книгах церквей Рязанской епархии в 1676 году (известна церковь с 1670 года):
Да в приходе к той церкви. В том селе Козинке семдесят дворов крестьянских, восм дворов бобыльских, и всего восмьдесят один двор.
И по скаске за рукою тое церкви попа Григория и по новому окладу доведется с тое церкви дани по два рубли пятнадцеть алтын четыре деньги.
А прежде его с тое церкви дани не было, приход выселили с Скопина города по пятницкому приходу и церковь построена и освещена в прошлом, во сто семьдесят осмом году (т.е. в 1670 г), и тое церкви поп Григорей с того приходу данные деньги платил по ее число с ними, пятницкими попами, по старому окладу сопча». Необходимо отметить , что по переписным книгам 1629/30 года в Скопине значилось две пятницкие церкви и обе «на посаде». «В 1784 г. поставлена новая деревянная церковь. Каменный храм в селе построили в 1883 г.Строение крыто железом.
Престолов в 1850 г. было два, а в 1914 г. - три. Главный в честь Прасковьи Пятницы, пределы во имя Николая чудотворца и во имя Успения Пресвятой Богородицы.
По штату (1914г. ): два священника, диакон, два псаломщика. Жалования положено 294 руб. священнику, 147руб. диакону, 98 руб. псаломщику.
Кружечный доход за 1914 год получен в сумме 1800 руб. Другие источники дохода: проценты от ценных бумаг. Земли пахотной - среднего качества - 34 дес.
Расстояние от церкви до консистории - 85 в., до местного благочинного в с. Чуриках – 12 в., до Скопина - 14 в.
Ближайшие к ней церкви и села : ц. Казанская в с. Ильинском в 3 в., ц. Ильинская в с. Высоком в 4 в.
В приходе две земских школы. Приход в 1850 году : 232 двора, 974 мужчин ( 23 грамотных), 1003 женщин (3 грамотные), в 1914 году 758 дворов, 2849 мужчин, 2918 женщин.»
В одной из этих школ когда-то училась и моя бабушка Коростелева (Артюшкина ) Мария Ивановна (1892-1980), окончив два класса она умела расписываться, помнила стихи, в основном церковного содержания и отлично знала по титулам всю семью Романовых.
Служители Пятницкой церкви села Казинки:
священник Григорий (1676)*священник Петр Осипов (1710-1722)
Одна из первых записей о настоятеле церкви появляется в 1710 году в переписной книге:
« в том селе церковь воимя Святой Мучиницы нарицаемой Параскевы Пятницы У той церкови Поп Петр Осипов …».
священник Аггей Петрович перемещен в 1736 году
священник Василий Панкратьев рукоположен в 1736 году
дьячок Осип Иванов - в окладной книге подушного сбора в 1746 году
упоминается в с.Казинка бывший дьячок Осип Иванов сын Попов
священник Моисей Васильев (1760)
иерей Леонтий Автономов (1771)
диакон Автоном Иванов (1771)
иерей Иоанн Автономов (1796-1820)
диакон Лука Иванов (1796)
дьячок Автоном Наумов (1798-1832)
- в духовной книге за 1798 год писано « на дьячьковое место назначенный церковник Автоном Наумов – 15 лет »- в следующем году он был повенчан;
иерей Стефан Иванович Смирнов (1815-1851)
диакон Василий Яковлев (1832)
пономарь Дмитрий Прокофьев (1832)
священник Евфимий Васильевич Славянский (1866)
священник Василий Петрович Скрижалин (1867-1892)
диакон Василий Кораллов (1851-1872)
дьячок Иван Козлов (1866-1916)
пономарь Иван Гриднев (1866-1910)
диакон Василий Игумнов (1866-1888)
священник Александр Аннин ( 1895)
диакон Василий Чельцов (1890-1894)
священник Григорий Стрекалов (1891-1918)
диакон Степан Прилуцкий (1895-1897)
священник Сергей Лебедев (1897-1916)
диакон Иван Игумнов (1902-1918)
псаломщик Федор Кустодин (1907-1912)
диакон Иоанн Покровский (1906)
после 1917 года служителем церкви был священник Орлов Петр Николаевич (1899 - 14.9.1937), растрелян на Бутовском полигоне, а месяцем позже священник Покровской церкви села Пупки Козлов Владимир Яковлевич (1889 - 13.10.1937).
Особо необходимо отметить о ведении служителями церковных документов - метрических и духовных книг. Священники Пятницкой церкви вели эти книги педантично, не вдаваясь в подробности, отмечая, если умер то «от чахотки», «от старости», «от водяной», «от простуды» или «от кашля», «от каклюши», если сословие то просто «отставной солдат», в отличии от настоятелей церквей, мне известных, писавших в книгах помимо всех необходимых данных (сословие, возраст, гражданское состояния, причина смерти и.т.д.) и какие то подробности. Например, священники Николаевской церкви села Луцино, Звенигородского уезда иногда писали очень подробно: «от воспаления правого легкого и окаменения живота » или «от старческого изнеможения телесных сил» , а что касается сословия, то непременно «Верейской округи, ведомства Государственных имуществ, Горковской волости, села Кубинского крестьянина…» или « Отставной унтер-офицер Его Императорского Величества Михаила Николаевича 64 Казанского полка Адам Иванов …», « Билетный солдат Московской пожарной команды, Причистенской части пожарный служитель …», а если какой дворянин, то с должностью и перечислением имеющихся у него орденов. При вступлении женщины во второй брак почти всегда « умершего крестьянина Василия Никитича Кучумова жена вдова …». И то сказать, приход Пятницкой церкви был большой, поэтому крестили, венчали и отпевали в один день до десятка человек, а все таинства исполнить необходимо точно. Но все-таки, когда у священников было хорошее настроение, они могли себе что-то и «позволить». Вот какую актовую запись о венчании моего предка Евстегнея Кодратьева сына Скалина сделал 8.01.1771 года за №1 Пятницкий иерей Леонтий Автономов «Отрок крестьянин Евстегней Кондратьев попелъ девку дочь, оба они первым браком», а священник Иоанн Автономов всегда эмоционально, с уважением писал в духовных книгах за 1796-1799 г.г. « Села Высокого престарелый иерей Макарий Назарьев». Несомненно, у протоирея церкви села Луцино Константина Яковлевича Протопопова (прослуживший больше пятидесяти лет в церкви, не считая обучения в Спасо- Вифанской семинарии) и в 1909 году, тоже настроение было приподнятое, когда крестил своего сына мещанин Иван Васильевича Грозной. В актовой записи о родителях ребенка священник написал «Звенигородский мещанин Иван Васильевич Грозный и жена его Пелагея Стефановна». И наоборот, настроение было скверное при крещении сына волостного писаря по фамилии Мараки и тогда в метрической книге он написал ее как « Марака» , имея ввиду его род занятий его «бумагомарака». По записям в книгах, а иногда и контексту можно многое прочитать между строк. Внимательно изучая записи в метрических книгах, для себя я отметил, что наверно, какие то уважительные отношения были у моего предка Петра Евстегнеева сына Скалина со служителями местной церкви, иначе как объяснить запись от 30 января 1817 года, когда в графе «кто были восприемники» при крещении сына Петра Евстегнеевича священник отписал: «Иерей Иоанн Автономов, священник Стефан Иваном со своим причтом», а через год священник Стефан Иванов снова в восприемниках дочери крестьянина Мирона Петрова сына Скалина.Священники пятницкой церкви, видимо, отличались с давних пор достойным поведением, поэтому в показаниях командированных стрельцов в 1688 году (в съезжей избе города Скопина) «для винной выимки… совместно с подъячим Переславль-Рязанского Кузьмой Тюшевским», писано: «… были в селе Лопатине у попа Леонтия, на дворе и ничего у него не выняли, да в селе Павельце у крестьянина у Ивашки Хирова выняли у него на дворе только железны крючья, на чем железный котел вешают. В селе Хворощевке, на дворе у попа Юды, никакого питья не выняли, в селе Мшанка у попа Андронина выняли у него в боченке с ковш вина, да в селе Муравлянке у крестьянина Степки Веселого выняли бочку браги, да у него взял он, подъячий Кузьма трех лошадей …». Стрельцы ходили, как правило, в те дворы «на которых извещал выемщик» и в этот раз смотрели по всей волости, но в Казинку ехать нужды видимо не было. Интересно, но почти в то же самое время, в 1689 году 29 ноября стрелецким караулом задерживается в Красных воротах житель Верхнего посада Звенигорода Иван Слатоешкин. Принес вино "скляницу виницейку с вином полну меж ногами в портках ". И далее отмечено: " Купил на Вяземе на кабаке ".
На протяжении 400 лет служители Пятницкой церкви крестили, венчали, отпевали, вселяли веру в души сельчан и моих предков по линии отца. Низкий им поклон.
Примечание: * - обозначены годы когда священнослужители упоминались в документах.
<a href="http://www.history-ryazan.ru/node/5197"> История Рязанского края: Село Казинка. Пятницкая церковь </a>
Пятницкая церковь. Лето 2012 года.
Пятницкая церковь. Лето 2012 года.
Фот. Ошкин Павел
Пятницкая церковь. Весна 2013 года.