Информация о сайте

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

К истории села Казинка Скопинского уезда в 17-19 вв.

Коростелев В.А.
   Село Казинка Скопинского уезда, по многим источникам основали переселенцы из посада Скопина в середине 17 века и свое название получило по ручью Казинка на берегу которого оно расположено, но насколько это однозначно я усомнился, когда стал изучать историю своего рода. В переписи населения в 1675 году современные села Ильинка и Казинка, расположенные друг от друга в трех верстах, именовались соответственно как Вослебна Ильинска, так как селение основано переселенцами из села Вослебы: в село Ильинку «… приход выселился …из села Вослеба, а церковь построена во 173 ( 1665) году…» и Скопинска Ильинcка («Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году», Кн. 1. , стр.361). Почему именно Вослебна Ильинска? Часто села называли по наименованию церкви этого села, как раз первой после переселения из села Вослеба на новое место и была Ильинской (1665 -1830), которая затем была переименована в Казанскую. Почему Скопинска Ильинcка? Как сказано в окладных книгах: в Казинку «…приход выселился из Скопина города , из Пятницкого прихода, церковь освещена в 178 (1670) году…». То есть не мене пяти лет переселенцы из Скопина были в приходе Ильинской церкви соседнего села и чтобы как-то различать селения их, по крайней мере, переписчики именовали как Скопинска и Вослебна, по наименованию мест откуда родом были переселенцы. О селе Скопинска Ильинска в 1710 году в переписной книге имеется запись «в том селе церковь во имя Святой Мучиницы нарицаемой Параскевы Пятницы У той церкови Поп Петр Осипов …», а в 1716 году именовалось также как и «село скопинска ильинска казинка тож ».

Село Казинка, фрагмент карты Менде, 1850 год


Топографическая карта
   Кто основал село Казинка? Документами подтверждено, что это были посадские люди Скопина, но возможно основателями селения за несколько лет до этого были переселенцы из Малороссии или соседних южных вотчин Романовых и других землевладельцев . Тогда это название перекочевало вместе с ними из прежних мест. В подтверждение первого имеется прямое упоминание в окладных книгах, причем село написано как Козинка и кроме того тем, что в селе Казинка (Скопинская Ильинка) появилась Пятницкая церковь как и в скопинском посаде. В «Писцовой книге поместных и вотчинных земель в Пехлецком стане Ряжского уезда» за 1631 год значится «за боярином за Иваном Никитичем Романовым в вотчине скопинска острожка по реке на верде стар за ево вотчиной что было братями ево за Александром да за Василием Никитичами Романовыми … да в острожке его боярина двор а в нем живет ево боярского приказа люди а за острожком на посаде в болшом острожском храму во имя святой мучиницы Параскевы нарицаемой Пятницей деревянка клецка (т.е. из бревен) да предел Никиты епископа Медиаларского в церкви божия Милосердия образа и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинное и мирское тож... Да тут же на посаде того приходу другая церковь во имя Святой великомученицы параскеве нарицая пятницей древена на клете под шатром крыша тесом…».  Многие прозвища (фамилии) посадских людей Скопина в переписных книгах за 1646 год и переписных книгах за 1675 села Скопинска Ильинска также совпадают, например …сын Гладышев, сын Вашеинов, сын Скала (Скалин в 1675 году), Гончар (сын Гончаров в 1675 году) и т.д. Прозвища Скала и Гончар трансформировались к этому времени соответственно в Скалин и Гончаров. Почему же посадские крестьяне и бобыли оказались в местах новых поселений? Для этого необходимо вспомнить, что Скопин и селения уезда были издревле вотчиной Романовых. Первое подробное упоминание и описание о владениях Романовых тогда в Ряжском уезде Пехлецкого стана относится к 1631 году … «И всего забоярином за Иваном Никитичем в вотчине в ряском уезде в пехлецком стане острожек Скопин дактому острожку три села село вослеба дасело Келец да село вязовенки да четыре деревни Неделенка дрвн Чертовая дрвн Лопатина дрвн Новикова да два Починка сельцо Новокремлево да Журавинка». К тому времени вотчинником уезда был Иван Никитич Романов  (- ум.1640г) - сын боярина Никиты Романовича и жены его Евдокии Александровны, урожденной княжной Горбатой-Шуйской, дядя первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича, женат был на княжне Ульяне Феодоровне Литвиновой-Мосальской. Из межевой книги 1628 г, известно например, что у Ивана Никитича, имевшего вотчины в Елецком уезде, был спор о земле с селом Романовым городищем (Лебедянского уезда). Елецкие помещики подали челобитную, в которой сказано: «Нам в украйном городе с таким великим боярином в соседстве жить невозможно: мочи нашей от насильства людей и крестьян боярина Ивана Никитича не стало: каково нам разоренье было от Литвы, и Литва попленила нас на одно время, а нынешнему плену, каков на нас плен от людей и крестьян боярина Ивана Никитича, и конца не ведаем, пуще нам стало Крымской и Ногайской войны: во всем Елецком уезде не осталось за нами крестьян и бобылей третьева жеребья». При повальном обыске 1865 человек сказали, что про такие насильства сами ничего не знают и от других не слышали; в новых слободах Ивана Никитича будто бы не объявилось ни одного чужого крестьянина. Вследствие этого челобитчики, за их "воровство", были биты нещадно батогами и посажены в тюрьму. Иван Никитич Романов, князь Иван Борисович Черкасский и Феодор Иванович Шереметев составляли как бы семейный совет юного царя Михаила и пользовались большим уважением не только в царской семье, но и среди бояр. Его сын Никита Иванович Романов - боярин, двоюродный брат царя Михаила Федоровича. Во время народного движения в царствование Алексея Михайловича против боярина Б. И. Морозова особенно ярко выразились любовь и доверие народа к Никите Ивановичу. Скончался он 11-го декабря 1654 г., «идучи с государевой службы». Никита Иванович, по-видимому, не был женат — и все имущество его перешло к царю Алексею Михайловичу, как ближайшему родственнику по мужской линии. Доброжелательное отношение народа к Романовым и их могущество способствовало тому, что крестьяне искали в их вотчинах защиты. В 1663 году, по инициативе царя, образуется большое вотчинное аграрно-животноводческое хозяйство: «производятся разведки в Скопине, Романове и других местах, «где быть его, великого государя, десятинной пашне». Первому начальнику Хлебного приказа Ф.Н Елизарову и дьяку этого же приказа Н.Насонову командированным в Скопин и Романов в наказах предписывалось «всево досмотрить и по разсмотренью наш великого государя указ учинить», а также «рассмотрить рек, которые мочно судами возить…и тех рек на пристанех делать анбары (для склада скопинского и романовского хлеба)». Царь, при этом, поручал им : «приехав, городовых всяких чинов людям и тех городов уездным крестьяном сказать наше великого государя милостивое слово, и чтоб они на нас, великого государя , пашню пахали с радостию, а ни о чем бы не оскорблялися».


   В связи с организацией вотчинного хозяйства, расширения и необходимостью обработки десятинной пашни – в Скопинской дворцовой волости происходит переселение приходов, крестьян. Из окладных книг становится известно также, что в этот период кроме переселения приходов и образования сел Скопинска Ильинска и Вослебна Ильинска: в село Жорновки «... приход поселился вновь и благословенная грамота на церковь получена 11 июня 182 (1674) года …»; в село Павелец «… приход выселился внове тутошних околних сел и старых приходов, а церковь построена в 177 (1669) году…»; в село Хворощевка «приход выселился из тутошних сел и старых приходов, а церковь построена в 182 (1674) году …»; в село Мшанка «…приход выселился из села Чертового внове, церковь построена в 183 (1675) году …»; в село Лазинка «... приход переселился из села Богословского и церковь перенесена в то село…во 182 (1674) году …»; в село Гремячка «… приход выселился из села Вослебы, благословенная грамота взята на Божию церковь в 182 (1674) году …». Из переписной книги 1710 года и окладной книги за 1746 год становится также ясно, что село Неделенка именовалось также и селом Березняги , «село Неделенка Березняги тож …»; село Лопатино и деревня Журавинка изначально разные селения, а не одно его наименование в разное время; село Борщевое, вошедшее в вотчину в конце 17 века основано выходцами из села Вязовенка, село Делехово существовало уже в 186 (1678) году, село Становое именовалось ранее как «Чертовое тож».

   Однако, из записи в окладных книгах о том, что в Казинку «… приход выселился из Скопина города, из Пятницкого прихода,..», становится очевидным, что ранее 1670 года, до образования села, на его месте или в непосредственной близости был сначала починок Казинка, затем возникла деревня и затем уже в 1670 году со строительством церкви она становится селом. Ведь не случайно в переписной книге за 1675 год в оглавлении списка сел и деревень перечислены отдельными селениями с.Казинка и Скопинска Ильинcка: «с. Вязовенки, с. Чернава, с. Жерновки, с. Лепяги, с. Затворное, с. Хворощевка, с. Хворощево, с. Горлово, с. Лопатино, д. Журавинка, д. Новикова, с. Павелец , с. Казинка, с. Мшанка, с. Вослеба, с. Неделенка, с. Гремячка, с. Вослебна Ильинка, с. Скопинска Ильинcка, с. Становое» . Подворной росписи по с. Казинка нет, а по с. Скопинска Ильинска имеется. Ошибка писца маловероятна, именование Казинка осталось от старого починка, который уже составлял с селом Скопинска Ильинска единое поселение, но возможно какое-то время по разному называли оконечности села, его «порядки» или поселения возникшие в разное время. Со строительством Пятницкой церкви последнее название села стало несколько противоречивым и прижилось старое - Казинка. Поэтому в подтверждении второй гипотезы о возникновении села (точнее сначала починка) необходимо сказать, что в начале 17 века, после Смутного времени не хватало населения ни на ратную службу, ни в крестьянских хозяйствах. Этому способствовали неурожаи, разорительные походы на Россию малороссийских гетманов. Как раз в конце сороковых годов века в южных областях России и появились переселенцы из Малороссии. В 1625 году гетман Михаил Дорошенко под давлением польских магнатов подписал Куруковское соглашение, по которому число реестровых казаков в Малороссии ограничивалось, а остальные должны были превратиться в крепостных крестьян и оказаться под двойным гнетом польских помещиков и к тому же принять католическую веру. Началась череда восстаний. Так после восстаний 1635, 1637-1638 годов спасаясь от расправы тысячи малороссов ушли в пределы России. Уходили крестьяне из Малороссии и в более позднее время. Так например, уже в 60-х годах царь Алексей Михайлович для строительства скотных дворов, конюшен, мельниц в Скопине, в Романове, в Сасово местным воеводам указывал «для строенья свиней и овец призывать ис черкасских городов семьянистых людей заобычных». Несмотря на требования польских магнатов, русское правительство способствовало расселению беженцев. Украинцы селились, в городах Ливны, Епифань, Лебедянь и Михайлов. В 1646 году в окрестных селах и деревнях Скопина по переписным книгам появляются имена крестьян явно южнорусского происхождения, так в деревне Чертовая значатся крестьяне «Янко Степанов сын Сапегин. Янонко Клементьев сын Царев» и.т.д., может быть и они поселились на берегу ручья Казинка между 1640 и 1660 годами. Название села могло придти вместе с переселенцами из южных областей, где одноименных деревень и сел достаточно много. Поэтому версия о происхождении названия села Казинка от слова «казистый», т.е. красивый на южнорусском или старорусском, тоже вероятна. Возможно, среди этих переселенцев были и мои предки, которые оказались затем в 1670 году жителями Скопинской Ильинки. Документально, по переписным книгам до 1640 года на территории Ряжского уезда (Пехлецкий стан) моих предков не значилось. Впервые они появляются в 1640 году и упоминаются в «Отказной книге боярыни У.Ф. Романовой и ее сына Н.И. Романова…» в селе Неделена (Неделенка) как крестьянин Родионко Спиридонов сын Скала ... , затем он появляется на посаде Скопина, об этом запись в переписной книге за 1646 год «да в том Скопине за городом на посаде крестьяне…Родка Спиридонов сын Скала у нево сын Митька К лет», затем в Скопинской Ильинке.


   До появления Родиона Спиридоновича сына Скалина в селе Неделенка в 1631 году насчитывалось двадцать четыре крестьянских двора, но уже в 1646 г. в селе насчитывается около семи десятков дворов. Такое резкое увеличение как раз и связано с тем, что вотчинники скопинских земель бояре Романовы способствовали закреплению на своих землях крестьян, в том числе и малороссов . Несколько слов о фамилиях (прозвищах) тех крестьян, которые населяли в то время деревню Неделенку. Именно о фамилиях в первую очередь. Почему-то официальное наречение что называется по паспорту, в отказной грамоте мы называем только прозвищами? Но и вправду сказать, с ними могут сравниться только гоголевские персонажи повести Тарас Бульба: «…во дворе Мишка Фомин сын Дрема во дворе Устинка Осипов сын Свинолупов во дворе Фетка Ларионов сын Поболуй во дворе Игнатко Федоров сын Размачила во дворе Мартинко Михайлов сын Мастягин во дворе Фомка Петров сын Песов во дворе Прошка Филиппов сын Пустомолов Фомка Родионов сын Березова пива…». Вот действительно, если припечатает словом русский мужик, то уж точно на века.


   По значению фамилии можно предположить род занятий моего предка - сбор скалы с берез. В толковом словаре Даля сказано «Скала, Скалка, скалина сев. вост. скалба пск. или скалье ср. собр. береста; верхняя, белая кора березы; идет в домах на растопку; в дело: на исподнюю покрышку кровель, замест луба, под тес; на выделку туесов, бураков и мелких коробок; на обертку комлей столбов, охраняя от гнили, и наконец на сидку дегтя». Не исключено, конечно, что основой для прозвища послужил устаревший глагол «скалить» - «хохотать, смеяться, насмехаться, глумиться», «плакать притворно, без слез, хныкать». Исходя из этого, можно предположить, что прозвище Скала получил человек колкий, резкий, хитрый. Прозвище Скала является фамилиями нынешних граждан Польши и Украины в неизмененном виде, тогда в основу прозвища легло украинское диалектное «скаль» - «пчелы, которые вылетают первыми в поисках места для роя». В таком случае прозвище либо указывало на род занятий предка (он мог быть бортником-пчеловодом), либо на черты его характера (целеустремленность, активность, решительность). В местах новых поселений могли оказаться крестьяне не только из Малороссии, но и из ближайших к Скопину городов и вотчин как раз в 50-х, 60-х годах 17 века. Необходимо вспомнить, что именно в середине 17 века в городах свобода сделалась тяжелее кабалы. Тяглецы чёрных слобод (посадские люди, что считались свободными, но «тянули тягло», то есть платили подати и государству и городу) порою с завистью смотрели на обитателей белых слобод — закабалённых, но «обелённых», что означало освобождённость от тягла. Вместе с тем, чтобы наполнить казну в 1646 году была введена новая пошлина на соль. Она выросла в четыре раза: с пяти копеек за пуд до двух гривен. Резко подорожали продукты питания, особенно солёная рыба, которая скрашивала народу посты. В январе 1648 года правительство сворачивает налоговую реформу. Но восстанавливает прежние драконовские налоги. При этом отменённые два года назад подати объявляются недоимками, и их начали с тяглых людей ретиво и жестоко взыскивать. В городах это особенно ударило по жителям "черных слобод". Мятежная волна прокатилась по всей стране. В южной Руси бунтовали Курск, Козлов, Елец, Ливны, Валуйки. Посадские люди в тоже время искали защиту «под крылом» крупных вотчинников. В Скопинском уезде это были бояре Романовы.

   Таким образом, как село Казинка возникло не позже 1670 года, в которое переселились крестьяне посада г.Скопина , они же могли основать ранее и починок с таким же названием между 1640 и семидесятыми годами 17 века. Первоначально селение Казинка также могли основать, в это же время, выходцы из Малороссии и окрестных вотчин.

В 1675 году в селе Скопинская Ильинка состояло по переписи 78 дворов и 430 мужчин.
В селе Скопинская Ильинка в 1710 году 88 тяглых и безтяглых дворов.
В селе Казинка в 1746 году 338 душ мужского пола.
В селе Ильинка в 1746 году 684 души мужского пола.
В селе Казинка в 1769 году 290 душ мужского пола.
В селе Ильинка в 1769 году 457 душ мужского пола.
В селе Казинка в 1862 году состояло 254 двора и 2433 жителей.
В селе Ильинка в 1862 году состояло 285 дворов 2491 житель

Староста села Скопинская Ильинка:

В 1710 году Матвей ……..сын Грачев;

Старосты села Казинки:

В 1719 году Григорий Спиридонов сын Скалин;
В 1762 год Филипп ……. Сын Вашеин;

В 1782 год Ефим Ермилов сын Скалин;

   Крестьяне сел Казинка и Ильинка во времена Н.И. Романова числились за Хлебным приказом, в 1663 году они перешли под общее руководство Тайного приказа, продолжая быть в непосредственном подчинении Хлебного приказа, в 30-х годах 18 века становятся коннозаводскими, в духовных книгах священники так и писали «Коронного ведомства крестьяне …». Управление осуществлялось через Конюшенную канцелярию, которая подчинялась непосредственно монархам. Упразднена была в 1786 с передачей функций по управлению конскими заводами Придворной конюшенной конторе, а по управлению конюшенными волостями казенным палатам. О жизни дворцовых и коннозаводских крестьян известно, что в селениях существовало местное самоуправление. В конце 15 - начале 18 века они платили натуральный или денежный оброк. В переписной книге Скопинского уезда за 1675 год писано: «И всего в селе Скопинска Ильинка крестьян сем восем десят дворов а людей В них з детми и братями с племянниками зетями и сыновями четы три ста десят Члвкн десятину пашут по сорока десятин в поли а в дву потому ж (т.к. была трехпольная система земледелия, то «в дву потому ж» означала, что всего земли в обороте было в три раза больше). Оброку платят по шести десятку пуд свиного мяса по сороку гусей по сми десятку уток с потрохами по шести десятку сушоных да сорок баранов по сми алтын по две денги итого иметг по десяти рублев на год», а «а тушя бы, - писалась в наказе скопинскому воеводе, - всякая была по 2 пуда».

    В селе Казинка (Скопинская Ильинска) крестьяне в 1676 году обрабатывали в среднем 3,5-4 (дворцовых) десятины в поле на двор, то есть около 12 десятин в трех полях, если пересчитать в помещичьи десятины, то в одном поле будет около 5,7 десятины. Богатые крестьяне имели 6-8 дворцовых десятин в одном поле.

    Обычно сеяли рожь на озимом поле, а овес и другие культуры на яровом. Кроме того, на двор приходилось около 1,5 десятины государевой пашни в трех полях.

   О большой численности лошадей в Cкопине (Дворцовой скопинской волости) указывалось в документах середины 17 века и начала 18-го, в 1707 году Скопинский завод по указу Петра I передал только для формирования в селе Бобровском на реке Битюг нового завода 63 «кобылиц и жеребцов» голштинской, мекленбургской, неополитанской, датской и немецкой породы. В Скопине, к 1840 году, по сути было три конских завода и созданная для их функционирования аграрное хозяйство. В 1736 и 1739 годах, кроме существовавшего в уезде Келецкого конского завода … были один на Заслободском пастбище, за рекою Слободкою, не менее как на 500 лошадей, другой на 700 лошадей. Этот последний завод был назван Скопинско-Вороновским по месту своего нахождения в Вороновском пастбище против устья реки Слободки. Лес на постройки этих вновь учреждаемых заводов брали из Ряжской засеки Скопинского уезда. Из доношения скопинской канцелярии при правлении конских заводов за 1783 год можно составить некоторое представление о величине аграрно-коннозаводского комплекса, где состояли и казинские крестьяне: всего состояло при Скопинском, Келецком и Вороновском конских заводах 295 служителей – управляющих, приказчиков, стряпчих, стремянных и стадных конюхов, коновалов и их подмастерьев, учеников коновалов, нарядчиков, сторожей и пр., а также учеников обучающихся грамоте и фельдшерскому мастерству в количестве 76 человек, «да сверх означенных находящихся на жаловании Протопоп с церковнослужителями». Всего состояло по 4-й ревизии коннозаводских крестьян:10086 человек мужского пола и 9620 женского, которые уплачивали «с зачетом за пашню и изделья» в год – 6517 рублей 74 ¼ коп., казенная пашня составляла 3679 ½ десятин, на которой высевалась рожь «аглицкая», овес, ячмень, конопля, греча. Казенные покосы составляли 1228 ½ десятин. Кроме того, имелись запасы молоченого и не молоченого зерна, всего – 9350 четвертей. Во всех конских заводах содержалось вместе с молодняком 745 лошадей. Крестьянская пашня составляла 29 543 десятины, крестьянские покосы 19 345 десятин. Всего получалось на двор около 8-10 десятин, сенных покосов 5-7 десятин. В 18 веке положение крестьян села Казинки как и остальных коннозаводских крестьян было тяжелым. Они даром вспахивали десятинную пашню в ржаном и яровом полях, скашивали про конюшенный обиход сено, возили в Москву хлеб, производили ремонт и строили новые конюшни, платили окладное сено и иногда «посопный (ссыпной) хлеб. После уравнения конюшенных крестьян с дворцовыми по сбору различных податей были предприняты некоторые меры социального характера цель, которых в конечном счете было направлено на улучшение жизни, а значит и прибыли в конюшенном ведомстве. Были закрыты кабаки, священников обязали каждый праздник говорить поученья на тему воровства, пьянства, при конских заводах открыты школы.

   В 1753 году большая часть дворцовых крестьян была освобождена от барщинных и натуральных повинностей и переведена на денежный оброк. В 18 веке экономическое положение конозаводских крестьян было несколько лучше по сравнению с частновладельческими крестьянами, их повинности были легче, они пользовались большей свободой в своей хозяйственной деятельности. В трудах вольного экономического общества за 1767 г. о Рязанском крае отмечалось «Крестьяне содержат разное количество скота. Обыкновенно, если семья не очень большая, крестьянин имеет две лошади, 1-2 коровы, 5-6 овец, несколько свиней ;... гусей во всяком селе и деревне держат довольно. Для откорма в осень их содержат в садки, а битыми солят и коптят... В здешнем народе всякий в звании своем располагается хорошо и семьянистых людей довольно, а живут люди неодинаково, лет по шестьдесят и по семьдесят, и более ... Каждый земледелец тщится во всяком довольствии себя видеть». Среди дворцовых крестьян в 18 веке отчётливо выделяются богатые крестьяне, торговцы, и др.. В переписной книге за 1719 имеется запись о моем предке, старосте села Казинка Григории Свиридовиче Скалине «Во дворе Григорий Свиридов Скалин пятидесяти шести лет у него дети Мирон двадцати трех лет Ермил двадцати лет. У Григория работник Фотий Алястьев сорока пяти лет».  Был старостой села Казинка и его внук: «1782 года июля 16 дня ведомства дворцовой канцелярии Рязанского наместничества Скопинской округи села Казинка староста Ефим Скалин … выбранный с мирского согласия из крестьян в старожилы скаски податей Василий Семенов сын Трубицын дали сию сказку … в подушном окладе крестьян с показанием из того числа разными случаями убывших …вновь рожденными их истиной безо всякой утайки…».

   В соответствии с указом Сената от 21 октября 1797 года казенным в том числе и коннозаводским крестьянам предоставлено было право перехода «в купечество или мещанство». Возможно этим обьясняется запись в ревизской сказке 1811 года о возвращении Евстегнея Миронова сына Скалина в 1800 году обратно в сельское общество, хотя по духовным книгам с 1797 по 1800 год он проживал в Казинке. Другими указами от 4 мая и от 26 июля 1826 года «крестьяне коннозаводского ведомства, переходящие в другое состояние» освобождались от прежних податей» и переход осуществлялся «без предварительного рассмотрения и утверждения придворной конюшенной конторы».

   По Высочайшему утвержденному Указу от 24 января 1833 года Скопинский военно-конский завод был упразднен. В соответствии с проводимой реформой, вместо ликвидированного Скопинского завода создается в 1843 году также Скопинский рассадник кровных азиатских лошадей. После ликвидации Скопинского военно-конского завода крестьяне села Казинки состояли в коннозаводском округе, после реформы 1861 года они стали государственными крестьянами. С учреждением Рязанской земской случной конюшни в 1845 году часть лошадей еще оставалось в Скопинском уезде до окончательного их перевода в Рязань. Как сказано в Материалах составленных офицерами генштаба в период с 1837-1854 г.г., «на скопинских конных заводах: казинском, новоалександровском и павелецком 12 жеребцов и 60 кобыл, предназначенных для улучшения пород лошадей государственных крестьян». По Х ревизии 1858 года в Казинке 2 401 житель, мужчин 1 172 и женщин 1 229. В 1864 году по описанию Кадастрового отдела в селе 284 двора и всего у домохозяев числилось 719 лошадей, 267 жеребят, 346 коров, 252 теленка, 2 868 овец. Безземельных дворов не было, безлошадных 37.В статистических сведениях собранных за 1880 год в Казинке значилось 419 дворов и 3347 жителей обоего пола, бездомовых четыре семьи. На сельское общество приходилось 4 396 десятин земли, то есть 10,5 десятины на двор или 5,7 десятины на работника, безземельной был один двор. Из общего числа: 67 семей арендовали вне села 149 десятин пашни и 365 десятин у жителей своего села. Например, шесть семей сдавало в аренду надельные участки полностью, другие лишь частично. Почва – чернозем. Часть наделов, 44 десятины находились в Ряжском и Сапожковском уездах. Примерно пятая часть семей обрабатывало свой надел используя чужой инвентарь. Урожай ржи – сам 5 (т.е. в пять раз больше чем посеяли), овса сам 4. Вокруг села стояло 13 ветряных мельниц, около десятка было в каждом из сел Казинской волости, куда входили Ильинка, Гремячка и Березняги. Всего, по переписи числилось 617 рабочих лошадей, 165 жеребят, 369 коров, 308 телят, 4 366 овец и 325 свиней. Безлошадных было 123 двора, с одной лошадью 121, с двумя 94,с тремя 54 и более трех 29 дворов. Дворов без лошади и коровы значилось 59.

   Местными промыслами занималось 120 мастеров, зарегистрировано было 16, так называемых промышленных заведений, отхожими промыслами занимались 361 мужчина. Выселившихся из селения в период с 1877 по 1882 год – 10 семей (48 человек). В селе 3 лавки, трактира и кабака не было. Хотя в ближайших селах: Гремячке, Березняги наряду с лавками числилось по одному кабаку, а в Ильинке их сразу два.

   Интересна статистика строений в селе Казинка: из общего числа изб, деревянных было 379 и каменных 43, топились по черному (через дверь) – 63, по белому 359, все были крыты соломой. Третья часть дворов для скота было из плетня, остальные дощатые или каменные. Всего амбаров - 501, риг и овинов - 397. В соседних же трех селениях общее число каменных изб (домов) не превышало восьми строений.

   Вот на этом хотел бы и закончить о родине моих предков селе Казинка. В нем родились мои дед и бабушка в далеких 1891 и 1892 годах соответственно, о которых узнаем из письма в редакцию «Нового Времени» госпожи Е. Половцовой из Рязанской губернии: «Милостивый государь. Хотя в настоящее время и организовано несколько центров, куда стекаются пожертвования, тем не менее, как свидетельница ужасных бедствий, разразившихся над нашим Скопинским уездом, вследствие полного неурожая, решаюсь обратиться ко всем тем, кто в состоянии отозваться на чужое горе. «Едят лебеду вместо хлеба, но и лебеда уже к концу, а впереди почти год, страшный, голодный, холодный. Ни картофеля, ни капусты, ни огурцов; скотину кормить нечем, топить тоже нечем, нет ни мякины, ни соломы, даже побираться идти некуда, — пришлось бы просить у таких же бедняков, которые ничего не могут дать».  «Положение безвыходное. В довершение ужаса — пожары: сотни семейств остаются под открытым небом, голодные, без пристанища. «Лучше смерть», говорят многие ...». Как они выжили,вот настоящее чудо. Судьба сыновей моих бабушки и деда обычная, если можно так сказать. Старший сын воевал, был в плену, а после войны трудился просто столяром, награжден Орденом трудового красного знамени. Второй сын погиб на войне в 1943 году. Третий мальчишкой трудился на трудовом фронте и в шестнадцать лет тоже награжден медалью За доблестный труд в ВОВ. Крестьяне села Казинки трудолюбивые, рассудительные, талантливые и отважные люди, не многие знают что выходцами из него: Митрополит Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин Георгий Федорович), епископ Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков Петр Егорович), архимандрит отец Спиридон (Кисляков Георгий Степанович) - исповедник и миссионер, Черепков Виктор Иванович – глава администрации г. Владивостока, депутат государственной думы и многие другие.

Связаться с автором публикации можно по следующему адресу: korasdf@mail.ru

<a href="http://www.history-ryazan.ru/node/4976"> История Рязанского края: К истории села Казинка Скопинского уезда в 17-19 вв.</a>

Крестьянское движение в Рязанской губернии в середине XIX столетия. Хронологический перечень

Сост. М.Б. Оленев

2009-2010 гг.

1857 год

3 марта

села Казинка и Березняги Скопинского уезда (казенные владения).

   Избиение государственными крестьянами волостного головы за запрещение читать манифест, по которому крестьянам «прощались все недоимки и платежи за содержание коннозаводской земли». Запрещение читать манифест. Несколько крестьян привпечены к судебной ответственности.


<a href="http://www.history-ryazan.ru/node/8077">История Рязанского края: Крестьянское движение в Рязанской губернии в середине XIX столетия. Хронологический перечень</a>




Село Казинка. Весна 2013 года.
Фот. Ошкин Павел


...

...

Block title

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Дни недели

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Block title

Реклама